Rambler's Top100
Поиск || Newlist || Newlist - о проекте || Newlist - форум || Newlist - Самиздат || Newlist - каталог
Политика || Рефераты || Металлургия || Медицина || Контрацепция ||Сад || Городок
 
К началу
О сайте
Карта проекта
Аккумуляторы
Зарядные устройства
Анализаторы
Вопросы и ответы
Литература
Полезные ссылки
Каталог ссылок
Словарь терминов
Поиск
Рекламодателям
Для авторов

Попробуй подписаться !
Аккумуляторы
для мобильных устройств:
проблемы и решения

Рассылки Subscribe.Ru
Архив рассылки
Форум - задайте свой вопрос

 

Rambler's Top100

SpyLOG

Поставщик анализаторов аккумуляторов

Аккумуляторы.

Новинки||Гарантия||Внешний вид||Доступно и просто||Устройство
Свинцово-кислотные||Никель-кадмиевые||Никель-металлгидридные||литий-ионные
Литий-полимерные||Топливные элементы||Методы заряда||Хранение||Защита
Восстановление||Дефекты||Советы-статьи||Для видеокамеры||И в автомобиле
 

Об обслуживании АКБ

инженер Вадимом Анатольевичем (rva@kahovka.net), энтузиаст в области создания электромобилей делится собранной им информацией на данную тему

28 июля 2003г.

Все стартёрные аккумуляторные батареи делятся на три категории: обслуживаемые или ремонтнопригодные, малообслуживаемые, необслуживаемые.

Ремонтнопригодная батарея состоит из многоячеистого эбонитового или пластмассового бака-моноблока, разделённого перегородками на отдельные камеры по числу аккумуляторов в батареи. Каждый аккумулятор после установки электродного блока в камеру моноблока закрывают отдельной крышкой из эбонита или пластмассы. Резьбовое отверстие в крышке после заливки электролита закрывается пробкой из полиэтилена, имеющей вентиляционное отверстие, предназначенное для выхода газов во время эксплуатации. Соединение аккумуляторов в батареи осуществляется с помощью наружных перемычек межэлементных соединений. Герметизация батареи в местах сопряжения крышек со стенками и перегородками обеспечивается обратимой битумной мастикой.

Малообслуживаемая батарея имеет полиэтиленовый корпус, что позволило значительно сократить массу корпусных деталей при обеспечении высокой механической прочности. Благодаря эластичности пластмассы стало возможным по новому соединить аккумуляторы в батарею—сквозь отверстия в перегородках моноблока. Герметизация батареи осуществляется методом контактно-тепловой сварки моноблока и общей крышки. В малообслуживаемой батареи содержание сурьмы в сплаве токоотводов снижено в 2-3 раза по сравнению с обычными батареями. Это обеспечивает в интервале регулируемого напряжения автомобиля подзаряд аккумулятора практически без газовыделения. Вместе с тем скорость саморазряда батареи снижается примерно в 5-6 раз. В итоге, доливка воды в малообслуживаемую батарею, при исправном состоянии электрооборудования, необходима примерно в 10-15 раз реже, чем в обслуживаемом (1 раз в 1-1,5 года) или ещё реже, если интенсивность использования автомобиля и температура окружающей среды невысоки.

Необслуживаемая батарея — это специальный аккумулятор, предназначенный для определённых условий эксплуатации с мягким климатом и отлаженным сервисом. Они достаточно дороги, подходят для использования не на всех автомобилях. Владелец такого аккумулятора, попросту лишён возможности что-либо сделать с ним: на крышке нет никаких отверстий и заливных пробок.

У пользователей АКБ—автовладельцев и даже части работников торговли, продающих батареи, распространилось мнение, что необслуживаемые батареи можно поставить на автомобиль и «забыть» о них. На практике такое забвение часто приводит к серьёзным, а иногда трагическим для АКБ последствиям. Если снижение уровня электролита является следствием усиленного заряда (перезаряда), то другое, не менее серьёзное отклонение от нормального состояния батареи—недостаточный уровень заряженности. Это приводит к затрудненному запуску двигателя, а в зимнее время, из-за связанного с разрядом снижения плотности электролита, к возможности замерзания электролита и разрушению активной массы пластин, да и корпуса АКБ.

Длительная работа АКБ как в режимах перезаряда, так и при значительной разряженности резко снижает срок их службы, а замерзание электролита часто становится причиной немедленного прекращения работы.

Износ деталей генератора постепенно приводит к снижению мощности, отдаваемой им во внешнюю цепь на питание включенных потребителей и заряд АКБ. Мощность включаемых потребителей в значительной мере зависит от сезонности работы автомобиля. Наиболее полно генератор «загружен» включенными потребителями в зимней период эксплуатации, что в первую очередь приводит к снижению заряженности АКБ. Практика показывает, что в зимнее время преобладает заряженность около 70-75%. Кроме упомянутого выше этому способствует пониженная температура электролита в АКБ и снижение скорости движения автомобиля. Поэтому, независимо от конструкции, повышенное внимание в зимнее время должно уделять любой АКБ.

Встраиваемые в генераторы либо выносные регуляторы напряжения имеют настройку от принятой величины (14,1 В) с отклонениями вниз и вверх на 0,3 В. Сочетание верхней настройки регулятора с высокой интенсивностью эксплуатации автомобиля (например, такси) в летнее время обязательно приведёт к ускоренному снижению уровня электролита в банках АКБ. Календарный срок её работы будет значительно сокращён, если не доливать дистиллированную воду для поддержания уровня электролита над пластинами.

Передовые фирмы, производящие АКБ, многие годы ведут работы, призванные сократить влияние повышенного напряжения на снижение уровня электролита и срока службы АКБ. В настоящее время большое распространение получили АКБ с пластинами, изготовленными из малосурьмяных и кальциевых сплавов, с добавлением других компонентов, снижающих влияние перезаряда. Используются конструкции с увеличенным объёмом электролита над пластинами.

Использование необслуживаемых батарей может быть оправдано только в условиях, когда обеспечено точное соблюдение режимов заряда, технических показателей изделий электрооборудования (регулярность диагностики) и интенсивности работы автомобиля.

При этом необходимо помнить, что все указанные по периодичности и объёму обслуживания АКБ, оговорённые в инструкциях, относятся к регулярной эксплуатации техники, на которой работает АКБ. Помимо плановых проверок состояния АКБ обязательными должны быть внеочередные проверки после возникновения и последующего устранения тех или иных нештатных ситуаций, включающие определённый (желательно полный) объём контроля состояния и обслуживания АКБ, чтобы избежать выхода состояния батареи за границы, требующие вмешательства. К таким обстоятельствам, требующим вмешательства, относятся ДТП, отказ и ремонт элементов системы пуска, электроснабжения, питания двигателя и другие нештатные ситуации, могущие отрицательно повлиять на состояние АКБ. Сюда можно включить и периоды временного перерыва в эксплуатации более чем на одну неделю в случаях, если АКБ остаётся включенной на какие-либо потребители (сигнализация, часы, компьютеры, активная антенна и т.п.).
Способы контроля состояния заряженности батареи традиционного исполнения и необслуживаемых различны. В АКБ традиционного исполнения состояние заряженности определяется по плотности электролита ареометром. В инструкциях обычно даются таблицы соответствия плотности и заряженности. Во многих современных конструкциях ареометров прямо на поплавках наносится значение заряженности цветными полосами или цифрами, указывающими заряженность.

Заряженность необслуживаемых АКБ определять значительно сложнее. О ней можно судить только по напряжению на клеммах ненагруженной и «отдохнувшей», желательно утром, АКБ (ЭДС). Причём точность оценки заряжённости зависит от точности (класс) вольтметра. Если ЭДС равна 12,8-12,9 В, значит АКБ заряжена. Снижение ЭДС до 12,1-12.2 В означает глубокий разряд АКБ, при котором её необходимо снять с машины для подзаряда (особенно зимой).
Наличие в крышке АКБ «глазка-индикатора», указывающего заряженность, является хотя грубым и поверхностным, но всё же средством, снижающим объём обслуживания АКБ. Но и в этом случае должно оставаться обязательным и жёстким требование регулярного контроля состояния заряженности АКБ на автомобиле по плотности электролита или ЭДС.

Название «необслуживаемая» не отменяет другие мероприятия, входящие в обслуживание АКБ:

  • контроль крепления АКБ на рабочем месте;
  • контроль крепления наконечников на клеммах, своевременная их очистка от окислов и смазка в верхней части;
  • контроль за чистотой поверхности АКБ;
  • проверка вентиляционных отверстий, обеспечивающих удаление газа, образующего внутри АКБ при работе.

Из рассмотренных условий и факторов следует, что повседневная работа стартерной АКБ на автомобиле при полной бесконтрольности за её состоянием («поставь и забудь») увеличивает риск неожиданного отказа и значительно сокращает срок надёжной работы: при глубоком разряде в зимнее время образование льда с разрушением активного вещества пластин и даже корпуса АКБ, а при длительном переразряде—интенсивное газообразование внутри АКБ может (при наличии искры) привести к взрыву газа и разрушению корпуса АКБ. Такие случаи известны. В этой связи полезно слово «необслуживаемая» исключить из употребления как дезориентирующее автовладельца и приводящее к нежелательным последствиям.

К началу|О сайте|Карта проекта

Аккумуляторы|Зарядные устройства|Анализаторы

Вопросы и ответы|Литература|Полезные ссылки|Каталог ссылок

Словарь терминов|Поиск|Рекламодателям|Для авторов

Архив рассылки|Форум

 

Ваши замечания и предложения направляйте по адресу alexandr_il@mail.ru

Поиск || Newlist || Newlist - о проекте || Newlist - форум || Newlist - Самиздат || Newlist - каталог
Политика || Рефераты || Металлургия || Медицина || Контрацепция ||Сад || Городок