Используемые термины
и соглашения
сентябрь 1999г. |
последние дополнения и изменения 26.03.2003
|
Аккумуляторы
Аккумулятор (от лат. accumulator —
собиратель), устройство для накопления энергии с целью ее последующего
использования. Электрический аккумулятор преобразует электрическую
энергию в химическую и по мере надобности обеспечивает обратное
преобразование; используют как автономный источник электроэнергии
Аккумулятор, как электрический прибор,
характеризуется следующими основными параметрами: электрохимической
системой, напряжением, электрической емкостью, внутренним
сопротивлением, током саморазряда и сроком службы. А его состояние
оценивается по совокупности значений трех его основных характеристик:
реальной емкости, внутреннего сопротивления и тока саморазряда. При
недооценке или игнорировании какого-либо из этих параметров или
преувеличении важности одного из них (как правило, емкости) можно
оказаться в ситуации "у разбитого корыта".
По электрохимической системе в настоящее
время для питания портативных устройств и оборудования наиболее широко
распространены свинцово-кислотные SLA аккумуляторы, никель-кадмиевые
(NiCd), никель-металлгидридные (NiMH) и литий-ионные (Li-ion).
Начинают появляться литий-полимерные (Li-Pol) аккумуляторы.
По конструкции аккумулятор для
сотового телефона представляет собой пластмассовый корпус, в который
помещены один или несколько элементов (см. Рис.1), соединенных
последовательно, как правило со схемой управления.

Рис.1 Конструкция Li-ion элемента (не
аккумулятора).
Непосредственно в элементах запасается
электрическая энергия при заряде. От их качества зависит и качество
аккумулятора. Схема управления обеспечивает управление процессом
заряда и разряда, а в некоторых случаях дополнительно идентификацию
аккумулятора. В NiMH аккумуляторах схема управления содержит минимум
пассивных электрорадиоэлементов, в Li-ion и Li-polymer – она может
содержать и микроконтроллер.
Напряжение аккумулятора определяется тем
устройством, для питания которого он предназначен. Если требуемое
значение напряжения не обеспечивается одним элементом, то аккумулятор
собирается из нескольких элементов, соединенных последовательно. Так
например, для питания сотовых телефонов используются аккумуляторы с
номинальным значением напряжения 2.4 В ( 2 NiMH элемента по 1.2 В),
3.6 В (1 Li-ion элемент или 3 NiMH элемента по 1.2 В), 4.8 В ( 4 NiMH
элемента по 1.2 В), 6.0 В ( 5 NiCd или NiMH элемента по 1.2 В), 7.2 В
( 2 Li-ion элемента или 6 NiCd или NiMH элементов по 1.2 В).
Номинальная емкость аккумулятора - это
количество электрической энергии, которой аккумулятор теоретически
должен обладать в заряженном состоянии. Количество энергии
определяется при разряде аккумулятора постоянным током в течение
измеряемого промежутка времени до момента достижения заданного
порогового напряжения. Измеряется в ампер-часах (А*час) или
миллиампер-часах (mA*час). Ее значение указывается на этикетке
аккумулятора или зашифровано в обозначении его типа. Практически эта
величина колеблется от 80 до 110% от номинального значения и зависит
от большого числа факторов: от фирмы-изготовителя, условий и срока
хранения, от технологии ввода в эксплуатацию, технологии обслуживания
в процессе эксплуатации, используемых зарядных устройств, условий и
срока эксплуатации и т.д. Теоретически аккумулятор номинальной
емкостью 600 мА*час может отдавать ток 600mA в течение одного часа, 60
мА в течение 10 часов, или 6mA в течение 100 часов. Практически же,
при высоких значениях тока разряда номинальная емкость никогда не
достигается, а при низких токах превышается. Для примера на Рис. 2
приведены типовые характеристики разряда Li-ion и Li-polymer элементов
при различных токах разряда.
Рис. 2 Типовые характеристики разряда
Li-ion и Li-polymer элементов
Номинальное значение емкости аккумулятора часто
обозначается буквой “C”, поэтому здесь и далее часто встречаются
ссылки, подобные следующим: С, 1/10 C или C/10.
Когда говорят о разряде аккумулятора, равном 1/10 C,
это означает разряд током, величина которого равна десятой части от
величины номинальной емкости аккумулятора. Так например, для
аккумулятора емкостью 600 мА*час это будет разряд током 600/10 = 60mA.
Подобно вышесказанному о разряде аккумуляторов, при
заряде значение 1/10 C означает заряд током, равным десятой части
заявленной емкости аккумулятора.
Внутреннее сопротивление аккумулятора,
измеряемое в миллиомах (мОм, mOm), - это хранитель аккумулятора и в
значительной степени определяет длительность его работы. При более
низком внутреннем сопротивлении, аккумулятор может отдать в нагрузку
больший пиковый ток, а значит и большую пиковую мощность. Высокое
значение сопротивления делает аккумулятор 'мягким' и приводит к
резкому уменьшению напряжения при резком увеличении тока нагрузки.
Такой коллапс напряжения характеризует 'слабость' внешне хорошего
аккумулятора, потому что запасенная энергия не может быть полностью
выдана в нагрузку (вспомните закон Ома, примеч. переводчика). С другой
стороны, 'крепкий' аккумулятор с низким внутренним сопротивлением
отдает почти всю свою энергию в нагрузку.
Внутреннее сопротивление аккумулятора зависит от емкости элемента и
числа элементов в аккумуляторе, соединенных последовательно.
Измеряется внутреннее сопротивление аккумуляторов на специальных
приборах - анализаторах аккумуляторов, например, типа
Cadex C7XXX.
Примерные значения внутреннего сопротивления для
аккумуляторов различных электрохимических систем для сотовых телефонов
при напряжении аккумулятора 3.6 В приведены в таблице :
Тип аккумулятора
|
Внутреннее сопротивление (миллиОм)
|
|
Новый
|
К концу срока эксплуатации
|
NiCd
|
|
|
NiMH
|
50 - 200
|
300 мах
|
Li-ion
|
100 - 250
|
300 мах
|
Явление саморазряда характерно в большей или
меньшей степени для всех типов аккумуляторов и заключается в потере
ими своей емкости после того, как они были полностью заряжены. Для
количественной оценки саморазряда удобно использовать величину
потерянной ими за определенное время емкости, выраженную в процентах
от значения, полученного сразу после заряда. За промежуток времени,
как правило, принимается интервал времени, равный одним суткам и
одному месяцу. Так, например, для исправных NiCd аккумуляторов
считается допустимым саморазряд до 10% в течение первых 24 часов после
окончании заряда, для NiMH - немного больше, а для Li-ion пренебрежимо
мал и оценивается за месяц. Следует отметить, что саморазряд
аккумуляторов максимален именно в первые 24 часа после заряда, а затем
значительно уменьшается. Так NiCd аккумуляторы за месяц могут потерять
до 20% емкости, NiMH - до 30% и Li-ion до 8% от своей емкости.
Величина саморазряда аккумулятора в значительной степени зависит от
температуры окружающей среды. Так, при повышении окружающей
температуры на 10 градусов по отношению с комнатной возможно
увеличение саморазряда в два раза.
Срок службы (срок эксплуатации) аккумулятора
характеризуется количеством циклов заряда /разряда, которое он
выдерживает в процессе эксплуатации без значительного ухудшения своих
параметров: емкости, саморазряда и внутреннего сопротивления. Срок
службы зависит от методов заряда, глубины разряда, процедуры
обслуживания или его отсутствия, температуры и химической природы
аккумулятора. Информация о степени влияния различных факторов на срок
службы приведена на сайте компании Motorola Energy Systems Group
http://www.motorola.com/ies/ESG/testlab/article1.htm . Кроме того,
срок службы аккумулятора определяется временем. прошедшим со дня
изготовления, особенно для Li-ion аккумуляторов. Аккумулятор, как
правило, считается вышедшим из строя после уменьшения его емкости до
60 - 80 % от номинального значения. Для примера ниже на графике
приведена типовая зависимость количества циклов заряда / разряда для
Li-ion аккумулятора при нормальных условиях.

В силу различных причин отдельные элементы в
аккумуляторе могут иметь различную емкость и напряжение, что может
отрицательно сказаться на его эксплуатационных параметрах.
NiCd и в меньшей степени NiMH аккумуляторы
подвержены воздействию эффекта памяти. Эффект памяти - это
обратимая потеря ёмкости, вызванная укрупнением кристаллических
образований активного вещества аккумулятора и тем самым уменьшением
площади его активной поверхности. Часто на эффект памяти списывают
потерю емкости, вызванную неправильной эксплуатацией и (или)
неправильным обслуживанием аккумуляторов.
Плотность энергии (Energy Density)
- еще одна важная характеристика аккумулятора, по которой часто
производят сравнение аккумуляторов различных электрохимических систем.
Измеряется она в Вт*час/килограмм массы батареи. Наибольшая плотность
энергии у литий-полимерные батарей (150-200 Вт*час/кг), несколько
уступают им литий-ионные батареи (100-150 Вт*час/кг), а
никель-металл-гидридные батареи едва дотягивают до плотности энергии
60-80 Вт*час/кг. У никель-кадмиевых - от40 до 60 Вт*час/кг, а у
свинцово-кислотных около 30 Вт*час/кг.
Отсюда можно сделать вывод: наименьшими размерами и весом при
одинаковой емкости обладают литий-полимерные и литий-ионные батареи,
несколько большими - никель-металлогидридные, еще больше -
никель-кадмиевые, и уж самые громоздкие - свинцово-кислотные.
Восстановление NiCd и
NiMH аккумуляторов - процесс с физической точки зрения обратный
эффекту памяти - разукрупнение кристаллических образований до
мелкодисперсной структуры путем контролируемого разряда небольшим
током до напряжения 0.4 вольта на элемент по специальному алгоритму и
на специальных приборах - анализаторах аккумуляторов, например, типа
Cadex 7000.
Условия эксплуатации аккумуляторов
определяются условиями эксплуатации элементов, которые находятся
внутри аккумулятора. Для различных типов элементов разных
производителей эти условия различны. Отличия заключаются в способности
работы элементов в области минусовых температур и в температурных
условиях для быстрого заряда. Ниже приведены типовые данные для NiMH и
Li-ion аккумуляторов.
NiMH аккумуляторы:
Стандартный заряд: 0°C … +45°C.
Быстрый заряд: 5°C … +40°C.
Разряд: -20°C … +60°C (у некоторых производителей -10°C … +60°C)..
Хранение: -20°C … 35°C (в течение 1 года).
Хранение: -20°C … 45°C (в течение 180 дней).
Хранение: -20°C … 55°C (в течение 30 дней).
Хранение: -20°C … 65°C (в течение 7 дней).
Li-ion и Li-polymer аккумуляторы:
Быстрый заряд: 5°C … +40°C.
Разряд: -20°C … +60°C (у некоторых производителей -10°C … +60°C).
Хранение: -20°C … 25°C (в течение 1 года).
Хранение: -20°C … 45°C (в течение 90 дней).
Хранение: -20°C … 60°C (в течение 30 дней).
Градация аккумуляторов по качеству
исполнения
А известно ли вам, что производители подразделяют
элементы, которые устанавливаются внутри аккумулятора на три класса по
качеству? Никто не пишет об этом и вы никогда не найдете упоминание
классе используемых в аккумуляторе элементов на этикетке. Восполним
этот пробел и поясним чем элементы класса А отличаются от элементов
класса В и С.
Качественно подразделение элементов на классы можно охарактеризовать
следующим образом:
Класс «A» – элементы наивысшего качества
Класс «B» («AL») – элементы с пониженной емкостью
Класс «C» – элементы с низким напряжением, низкой емкостью, повышенным
внутренним сопротивлением, дефектами внешнего вида, и другими
недостатками.
А количественные характеристики приведены в таблице. Впрочем, тут надо
отметить, что у разных производителей границы различий элементов между
классами могут отличаться в ту или иную сторону.
Класс «A»
|
Класс «B» («AL»)
|
Класс «C» («В»)
|
Гарантия 12 месяцев
|
Гарантия 6 месяцев
|
Гарантия 1-3 месяца
|
Процент брака < = 0.5%
|
Процент брака < = 3%
|
Процент брака < =20%
|
Уровень безопасности =100%
|
Уровень безопасности =100%
|
Уровень безопасности < = 90%
|
емкость < = 100%, после 500 циклов заряда-разряда емкость
составляет не менее 80 %
|
емкость < = 80%, после 500 циклов заряда-разряда емкость
составляет не менее 50 %
|
Количество циклов заряда-разряда < = 300
|
Кроме этого, вы можете познакомиться с терминами по
аккумуляторам и батареям на
http://www.az.aha.ru/termin.htm: "Батарейки и аккумуляторы от A до
Z. Первичные элементы питания, аккумуляторы и аккумуляторные сборки.
Русские и английские термины."
Зарядные устройства
Зарядные устройства можно классифицировать по типу
заряжаемых аккумуляторов, по методу заряда
и по конструктивному исполнению.
В соответствии с тремя основными методами заряда
существует и три основных типа зарядных устройств:
- Стандартное (ночное) зарядное устройство – заряд
постоянным током, равным 1/10 от величины номинальной емкости
аккумулятора, в течение примерно 15 часов.
- Быстрый зарядное устройство - заряд постоянным
током, равным 1/3 от величины номинальной емкости аккумулятора в
течение примерно 5 часов. Такие зарядные устройства снабжаются
устройством разряда аккумулятора.
- Ускоренный или дельта V (D V) заряд – заряд с
начальным током заряда, равным величине номинальной емкости
аккумулятора, при котором постоянно измеряется напряжение на
аккумулятора и заряд заканчивается после того, как аккумулятор
полностью заряжен. Время заряда примерно 1 час. Прекращение заряда
основано на регистрации отрицательного перепада (спада) напряжения
(Negative Delta V - NDV), появляющегося в герметичных NiCd и NiMH
батареях при достижении ими состояния полного заряда. В NiMH этот
спад меньше по величине, чем в NiCd, и потому используется в
совокупности с другими методами для прекращения режима быстрого
заряда NiMH батареи.
Анализаторы аккумуляторов
В отличие от зарядного устройства
анализатор аккумуляторов - это прибор,
специально разработанный для проведения технического обслуживания
различных типов аккумуляторов и обеспечивающий:
- Оптимальный разряд и заряд аккумуляторов в
соответствии с рекомендациями их изготовителей.
- Количественную оценку емкости и других параметров
аккумуляторов.
- Восстановление потерянной в результате
эксплуатации номинальной емкости NiCd и NiMH аккумуляторов.
- Одновременное независимое обслуживание
аккумуляторов различных типов.
а также многое, многое
другое.
|